Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Карлов А.Г. О проблемах и новых подходах к процессам развития креативного мышления начинающих изобретателей на базе ТРИЗ-ОТСМ-технологий в рамках проекта «Джонатан Ливингстон»
Первоначально этот материал был опубликован в сборнике научных статей "Причинные аспекты развития живых систем-IX". Под ред. В.П. Гоча. - Севастополь: Издатель Карпин, 2006, с. 302-309.
Эта работа с доп. материалами (в частности - мультимедийным пособием "Чиккен и Вселенная") была представлена на II МЕЖДУНАРОДНОМ САЛОНЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ "НОВОЕ ВРЕМЯ" в г. Севастополе в сентяюре 2006, где была удостоена золотой медали. На сайте публикуется черновик статьи с небольшими редакторскими правками.
Редактор материала - Н.Э. Чижевская
Деп. в ЧОУНБ 21.07.12 № 3548
Стремительное развитие высоких технологий, значительный рост уровня конкуренции среди мировых лидеров, поставляющих на рынок новые технологии, средства автоматизации производственных процессов, создают ситуацию, в которой становится актуальным поиск и обучение людей, способных глубоко понимать парадоксальность процессов и результатов инновационного проектирования. Такие специалисты готовы идти на определенный риск, доказывать инвесторам практическую значимость своих решений научно-технических задач, которые большинство нормальных людей воспринимают, как неразрешимые проблемы.
Многим лидерам бизнеса сегодня становится все более очевидным, что обойти конкурента без привлечения к процессам инновационного проектирования специалистов, способных решать нетиповые задачи - «решателей проблем» сегодня уже мало кому удается. Где выход из такой проблемной ситуации?
Более 2000 компаний во всем мире в той или иной степени используют при инновационном проектировании ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач). Эта аббревиатура предложена в середине 70-х годов Г.С. Альтшуллером [1]. В середине 80-х годов автор ТРИЗ призвал последователей начать трансформацию технологии решения технических задач в нечто большее – Общую Теорию Сильного Мышления (ОТСМ).
Распространено мнение, что невозможно создать универсальный инструмент для решения любых проблем и, в частности, проблем инновационного проектирования техники, высоких технологий, социально значимых проектов. По правилам ТРИЗ следует искать противоречие. В нашем случае его можно сформулировать в таком виде: чтобы быть универсальным, правила инструментария решения задач должны быть максимально общими, не привязанными к конкретной области. Но общие правила дают общие решения, бесполезные в реальной ситуации. Отсюда следует, что правила должны быть очень конкретными, привязанными к конкретной предметной ситуации. Но тогда они потеряют свою универсальность. ОТСМ развивается, преодолевая это противоречие. А решение этого противоречия получено с помощью классической ТРИЗ: надо, чтобы правила, сами по себе были максимально общими, и чтобы, применяя их системно, можно было решать конкретные проблемные ситуации.
Важное отличие ОТСМ от ТРИЗ в том, что она работает с сетями проблем и противоречий разного вида, в то время как классическая ТРИЗ работает с отдельными противоречиями. Классическая ТРИЗ менее формализована, чем современная ОТСМ. Эта теория предлагает существенно пересмотреть парадигму решения проблем: начать переход от решения отдельных проблем к управлению потоком проблем, в котором приходится жить человеку, его фирме и который сопутствует любому инновационному процессу.
Подходы на базе ОТСМ во многом облегчают применение классической ТРИЗ за пределами техники. Эти подходы использует язык представления знаний, облегчающих совместную работу специалистов разных профессий, потому что он предлагает достаточно общие и потому универсальные модели для представления и оперирования различными знаниями. Этим и вызывается интерес в мире к таким разработкам. Сайт центра ОТСМ-ТРИЗ-технологий (www.trizminsk.org) был одним из первых русскоязычных сайтов о ТРИЗ и ОТСМ в Internet.
Несмотря на то, что ТРИЗ появилась и развивалась еще в СССР, подготовка специалистов по ТРИЗ в ВУЗах и колледжах еще только набирает силу. Пока в мире только один ВУЗ обучает ОТСМ-ТРИЗ системно – Институт Прикладных Наук в Страсбурге (INSA - Institut National des Sciences Appliquees, Strasbourg), во Франции. Программа обучения предусматривает почти 300 часов планомерного изучения теории, плюс практика и дипломный проект. Научный руководитель этой программы Николай Хоменко, профессор INSA, Master ТРИЗ [2].
В СевНТУ с 1996 года для студентов 3-го курса направления 6.0925 «Автоматизация и компьютерно-интегрированные технологии» введена отдельная дисциплина ТРИЗ. Имеется курс лекций (30 часов), практические и лабораторные занятия, курсовая работа. Однако этой подготовки явно недостаточно, чтобы студент сознательно и целенаправленно использовал свои знания в дальнейшей практической деятельности. Ряд учебных заведений стран СНГ имеет небольшой ознакомительный курс ТРИЗ (20-40 часов), но чаще всего как дисциплину свободного выбора студента [3].
Франция в этом направлении пошла дальше. С осени 2005 года в этой стране начат переход к системному внедрению ТРИЗ в образование. Данная дисциплина включена в программу предвузовской подготовки студентов колледжей и лицеев. Однако по самым оптимистическим прогнозам это означает, что поток выпускников вузов различных специальностей, владеющих ТРИЗ на достаточно глубоком уровне, появится не ранее чем через 7-8 лет. Причем эти специалисты еще не будут иметь к тому времени достаточный опыт практической работы.
Современная система образования испытывает глубочайший кризис не только в отдельных странах. Сегодня это выглядит уже как общемировая тенденция. Достаточно сказать, что система образования такой продвинутой страны как США не в состоянии обеспечить сегодня страну научными инженерными кадрами. Об этом пишет в своей статье председатель комиссии по образованию сената США Lous V. Gerstner [4]. В разных странах вопрос о содержании образования все чаще начали задавать уже не только теоретики образования, но и обычные учителя, и просто родители, думающие о будущем и видящие тупик, в который ведет существующая система образования. Это система, обучающая лишь типовым решениям, найденным кем-то в прошлом и затем заложенным в различные образовательные программы. По ним обучают различными средствами: устаревшими или инновационными, но уже известным решениям, которые мы в дальнейшем будем называть типовыми, поскольку они предназначены для решения проблем типовых в своей области знаний. Разного рода игровые технологии образования тоже представляют собой технологии, помогающие учащемуся освоить некоторые типовые решения. Игры помогают сделать учебу интереснее. Но учат все тому же содержанию, которое привело образование к кризису.
Здесь мы лишь кратко перечислим основные, на наш взгляд, причины возникновения кризиса. Наиболее глубокую причину мы уже назвали – современные системы образования в мире базируются на обучении профессионалов применению типовых решений найденных кем-то в прошлом. Такое содержание образования устраивало всех на протяжении десятков столетий. Но в двадцатом веке мир начал стремительно меняться. Все больше новых проблем стало возникать, все чаще начали появляться новшества, делающие неприемлемыми старые типовые решения. Как результат начали появляться методы решения нетиповых проблем. Проблем, которые еще недавно называли творческими. Соответственно родилось направление, получившее название – Методы решения Творческих проблем.
До недавнего времени метод проб и ошибок был, а многие и сейчас считают его, единственным способом решения проблем, не имеющих известных типовых решений. В процессе обострения ситуации к концу двадцатого века было осознанно, что нужны более эффективные технологии работы с нетиповыми проблемами. Такие технологии незамедлительно появились. Но пока еще не вошли в корпоративную культуру организаций образования, хотя уже начали входить в корпоративную культуру ведущих компаний мира, вынужденных жить в условиях жесткой конкуренции. Образование всегда отстает от реальных потребностей предприятий и организаций. Тому есть объективные причины. Прежде задержка в разработке новых программ была терпима. Сегодня в быстро меняющемся мире это запаздывание может привести к катастрофе. Система образования перестанет поставлять нужных специалистов и, по сути, прекратит выполнение своей функции. Отставание учебных программ и курсов от темпов реальной жизни – еще одна причина кризиса образования в мире. Чему же учить современных и будущих студентов? Ведь знания, которые понадобятся завтра, могут еще не входить в систему образовательных программ завтрашних студентов и при существующем положении не смогут войти туда в нужное время. Это ведет к тому, что надо готовить универсальных решателей проблем. И сегодня спрос на таких решателей появился и быстро растет [3]. Однако, современная система образования развитых стран не может удовлетворить этот спрос из за своей инерционности и консерватизма. Но этот же консерватизм стал причиной проблем на рынке труда: спрос возник и растет, а система образования не делает видимых усилий для его удовлетворения.
На наш взгляд имеются две важнейшие и наиболее глубокие причины кризиса образования. Первая - отсутствие учебных программ обучающих эффективно решать разнообразные нетиповые проблемы. Вторая – консерватизм системы образования в плане разработки и внедрения новых учебных программ, в большей степени соответствующих нуждам современного быстро меняющегося мира. Но есть еще и третья – в результате происходящих в мире изменений рождаются все новые профессии, которым никто не знает, как учить. Профессии эти, как и все другие, рождаются в ответ на потребность решать какие-то новые проблемы, возникшие в обществе. Например, появились специалисты по охране окружающей среды или в инженерной практике крупных передовых фирм возникла тенденция появления в их НИИ групп занимающихся инновациями. Сегодня такие специалисты все более и более востребованы. Но до сих пор ни один из вузов мира не готовит их.
Напрашивается вывод о том, что современная система не может предложить ничего в плане подготовки универсальных решателей проблем способных создавать необходимые инструменты адекватные новым появляющимся проблемам. Между тем появление таких специалистов могло бы существенно ослабить кризис и системы образования и порожденные им кризисы, с которыми сталкиваются предприятия, НИИ и другие организации.
Все это привело к возникновению альтернативных образовательных систем, ищущих – чему и как они могут учить, чтобы оказаться более эффективными и полезными, чем современная система. Например, в тех же США мощной волной поднялось движение семейных и домашних школ. В Японии и Корее частные и религиозные университеты начинают готовить себе студентов с детского сада. Многие из них имеют собственные детские сады и школы: начальную, среднюю, старшую. Они имеют очень гибкую структуру и способны оперативно менять учебные программы, изменять содержание этих программ. Об этом говорят представители этих университетов, изучавшие вопросы, преподавания ОТСМ-ТРИЗ в стенах своих учебных заведений.
Как ответ на эти запросы родителей, педагогов детских садов, учителей школ, преподавателей вузов и системы последипломного образования, в начале восьмидесятых годов 20-го века возник проект, который в середине девяностых годов получил название «Проект «Джонатан Ливингстон» [3,5]. Наиболее активными участниками проекта являются люди, ведущие педагогические исследования и внедряющие в практику образования свои достижения в Беларуси, России, Латвии, Корее, Франции, Канаде, Украине, Мексике, США. За последние десять лет проект стал реально международным. Во Франции, например, читается первый в мире полноценный университетский курс инновационного проектирования на основе классической ТРИЗ и ОТСМ (8 модулей программы из 11 предназначены для освоения ОТСМ-ТРИЗ). Курс аккредитован международной Ассоциацией университетов Conference De Grand Ecoles, объединяющей старейшие Европейские университеты. В поисках ответов на запросы индустрии Университеты других стран начали сотрудничать с французами в разработке собственных аналогичных программ. Небольшие вводные курсы по ТРИЗ читаются во многих университетах мира. Аналогичные курсы по ТРИЗ и ОТСМ постепенно находят свое признание в Европе, Азии и Северной Америке.
В этом нет ничего удивительного. ТРИЗ и ОТСМ получают все большее признание в мире как инструменты работы со сложными комплексами междисциплинарных НЕТИПОВЫХ проблем. Т.е. проблем, для которых сегодня нет приемлемых типовых решений. Современный мир все чаще требует инноваций, а инновации все чаще связаны с проблемами междисциплинарными. Традиционный метод Проб и Ошибок уже не успевает поставлять новые типовые решения для все новых и новых проблем. ТРИЗ и ОТСМ предлагают более эффективные инструменты работы с потоками новых проблем. Один из недавно появившихся инструментов, построенный на базе ОТСМ называется Сети Потока проблем. В нем интегрированы элементы теории графов, семантических сетей, искусственного интеллекта. С применением этого инструментария сейчас ведутся исследования и разработки различных проектов, в том числе сложных междисциплинарных. Разрабатывается специализированное программное обеспечение для компьютерной поддержки этого подхода.
Такого рода инструменты и теоретический базис являются основой для решения описанной проблемы образования участниками Проекта «Джонатан Ливингстон». Классическая ТРИЗ уже давно разрабатывает на своей теоретической основе инструменты для решения проблем разной сложности [1]. На этой основе продолжает развиваться в последние 20 лет Общая Теория Сильного Мышления – ОТСМ, создавая при этом новые инструменты творческого мышления [2,3,5]. ОТСМ впитала в себя многое из Классической ТРИЗ, поэтому обычно используется совмещенная аббревиатура - ОТСМ-ТРИЗ.
Цель проекта Джонатан Ливингстон - содействие гармоничному и максимально эффективному внедрению современных технологий работы со сложными межпредметными, нетиповыми проблемами в систему образования. Эта система образования должна развивать способность динамично меняться с тем, чтобы оперативно соответствовать все новым и новым требованиям быстроменяющегося мира и развивать у своих выпускников практические навыки, необходимые для жизни в быстро меняющемся мире – мире будущего, о котором порой сами преподаватели знают весьма немного.
Рамки данной статьи не позволяют подробно рассказать о большой и продуктивной работе, которую ведут участники проекта «Джонатан Ливингстон» в различных странах, работая с воспитанниками детских садов (3-6 лет), школьниками, студентами колледжей и ВУЗов. Об этих программах развития творческого мышления нашего подрастающего поколения можно подробней узнать на сайтах www.trizminsk.org, www.jlproj.org, www.thinking-approach.org, в новой книге [5], которая будет представлена в рамках экспозиции 2-го Международного Салона изобретений и новых технологий «Новое время» в Севастополе. Эта книга переведена на английский язык и издана в 2006 году в США.
Регулярное столкновение с нетиповыми проблемами возможно в любых областях нашей деятельности, в любой жизненной ситуации. Наша жизнь часто меняет, казалось бы, устоявшееся русло и начинает протекать иначе, то ли в силу наших действий, то ли в силу того, что меняются обстоятельства вокруг нас: тайфун, пожар, террористический акт, смена места жительства, необходимость работать в обществе с непривычной культурой и традициями и т.д. Заострим Ваше внимание на том, что именно современная Жизнь выставляет требование: Творчество и Инновации должны стать не уделом одиночек, а повседневной нормой любого современного человека. Этот вывод ведет к ломке многих стереотипов.
Библиографический список
- Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1986.-280 с.
- Cavallucci D., Khomenko N., Morel C. Towards inventive design through management of contradictions. Proceedings of the conference CIRP 2005. Shanghai, China. 2005.
- Karlov, N. Khomenko. Fundamental technologies of problem solving in engineering, education and business.Proceedings of Sixth International Conference “Young in science, education and environment”. Ukraine, Sevastopol 1999.
- Gerstner, L. V. Sputnik was nothing. Newsweek. Special edition issues 2006: The knowledge Revolution.
- Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. – 240 с.
- 37495 просмотров
- English
Последние комментарии
10 лет 49 недель назад
11 лет 49 недель назад
11 лет 49 недель назад
11 лет 49 недель назад